Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Гальфдан Лаангард - Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность. Введение

Гальфдан Лаангард
Биография Оскара Уайльда

Бессмысленно предписывать, что следует читать и чего не следует. Более половины всей современной культуры зиждется на том, чего читать не следует.
Оскар Уайльд

Спросят, быть может, зачем читать книги о писателях. Ведь можно прочесть их собственные произведения, — разве этого не достаточно?

Да, — быть может, но только поверхностному читателю. Если же читатель хочет извлечь действительную пользу из творений писателя, он должен узнать его самого, его личность, которая стоит за книгами, всё равно как режиссер за кулисами: он скрыт, его не видно, но, быть может, единственный раз чувствуется его присутствие. Только специалист видит его в его творчестве, видит, так как узнает его и понимает средства, при помощи которых выливалась наружу его творческая энергия.

Чтобы в совершенстве понять писателя и познакомиться с ним, недостаточно прочесть его произведения, если даже многие подробности их и знаешь наизусть. Необходимо знать, при каких условиях он писал свои книги, при каких условиях принужден был работать, что способствовало его творческой силе и тормозило ее, против чего ему приходилось бороться и какие требования предъявляла к нему литературная критика, — словом, необходимо знать его жизнь и среду, проследить его судьбу с колыбели до самого гроба, познакомиться с ним вне его творений.

"Творить — но творить скрыто", было художественным лозунгом Оскара Уайльда. Любить искусство ради искусства, не плавать на поверхности в поисках за художником. Но никто не умел так мало скрывать художника, как он сам. Все его более или менее причудливые афоризмы, эпиграммы, парадоксы и философские замечания отнюдь не относятся ко многим, скорее лишь к самому ничтожному меньшинству. И к этому меньшинству принадлежал и он сам, к нему наиболее подходят все эти афоризмы. Всё, что составляет сущность написанного им, в гораздо большей еще степени встречается в том, что он говорил. "Жизни я отдал свой гений, произведениям же — только талант сказал он однажды одному французскому писателю. "Это великая драма моей жизни". Как ни прекрасны, художественны и поэтичны его творения, но нужно признать, что в своей личной жизни — всё равно, наедине ли с кем-нибудь или в широком кругу слушателей, он был гениален в своем разговоре, который большею частью оканчивался связной, более или менее длинной лекцией. На всякое мнение у него находилась остроумная, мастерски отточенная реплика, большею частью, парадокс, умный, меткий парадокс, который своей беспощадной искренностью весьма редко не достигал цели.

В конце концов, и вся его жизнь стала парадоксом.

 







 
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
2015– © «Оскар Уайльд»