Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Отношение Оскара Уайльда к жене

Гальфдан Лаангард - Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность. Книгоиздательство "Современные проблемы", Москва, 1908 г. Перевод М. Кадиш.

Биография Оскара Уальйда

Когда мужчина начинает пренебрегать своими домашними обязанностями, он становится неприятно женственным.
Оскар Уайльд

В 1884 году Оскар Уайльд совершенно неожиданно женился на Констанции Ллойд, дочери Горация Ллойда. Его друзьям казалось невероятным, что он вообще когда-нибудь может жениться, но его молодая жена была, разумеется, изумительно хороша и питала глубокую любовь к Уайльду. Он же изливался в возвышенных фразах о брачном счастье и был очень влюблен, — по крайней мере, первые годы.

Кроме того, партия была чрезвычайно выгодна, так как обеспечивала ему регулярный ежегодный доход, а после смерти тестя и солидное состояние.

Но хотя последний во время помолвки молодых был, по выражению Уайльда, "in articum mortis", но опять пробудился к новой жизнь когда соединил наши руки и дал нам свое благословение." — "Да, да, — милая семья," говорил он обыкновенно, "это попросту группа лиц, которые не имеют понятия, чем нужно жить, и еще менее такта умереть в нужный момент".

К своей жене он относился с величайшей предупредительностью и уважением. Он до смешного почти был внимателен и постоянно заботился о выполнении своих обязанностей, в качестве супруга. В приемный день жены, — "lе jour de ma femme," — он отклонял все приглашения и старался насколько возможно занимать её гостей, хотя это, наверное, ему в достаточной степени и надоедало.

Трудно представить себе Оскара Уайльда в роли супруга, особенно если учесть все те замечания, которые он устно и письменно делал относительно женщин и любви. Так он говорил: "Я люблю мужчину, у которого есть будущее и женщину, у которой есть прошлое. Женщина — это сфинкс без загадки. — "Поверхностные женщины и поверхностная любовь живут долго. — Великая любовь и великие женщины отрицают себя своими собственными чувствами. — Кто верит женщинам, знает лишь тривиальную сторону любви, — Доверчивые же знают её трагедию. — Чем отличается каприз от вечной любви? Каприз длится несколько дольше. — Мужчина может быть счастлив с каждой женщиной при том лишь условии, что он не любит ее. — Женщины любят нас за наши недостатки. Если бы у нас их было достаточно. Они бы всё нам простили, даже талант. — У красивой женщины её пол не оскорбление, а вызов. — У женщины чудесный инстинкт: они видят всё… за исключением лишь того, что лежит у них под самым носом. — Во время сезона всё вращается вокруг брака — или гоняются за мужьями, или от них прячутся!"

Судя по этим афоризмам, отношения между Оскаром Уайльдом и его женой не могли быть особенно блестящими! Но, как он сам не раз замечает, "искусство, к счастью, всегда умело скрывать истину!"

В произведениях Уайльда женщины не занимают видного места (точнее говоря, — женские типы, которые создал Уайльд сам, а не такой как, например, Саломея). В "Портрете Дориана Грея" мы видим настоящую романическую принцессу, актрису из предместья, разумеется, очень талантливую, изумительно красивую, чистую и целомудренную, несмотря на всю грязь подмостков, преисполненную пламенной любовью к герою книги. Помимо неё там выводится только одна леди, отличительной чертой характера которой является её поклонение Вагнеру: "Его музыка так удивительно шумна, что можно сидеть в партере и свободно болтать с соседом".

Можно было бы подумать, что он, любивший так красоту, должен чувствовать влечение к женщинам. Тем не менее, в действительности мы видим как раз обратное. Мужская красота оказывала на него гораздо большее впечатление. Это объясняется его чисто женскими манерами, его изящными, мягкими движениями, его мелодичным, приятным голосом, чистотой его мыслей и иногда преувеличенной даже деликатностью. Les extremes se touclient, и наука подтверждает, что мужчины, обнаруживающие в некоторых отношениях женские чувства, питают большую склонность к мужчинам, нежели к женщинам.

С другой стороны, стройный ход мыслей и удивительный язык Уайльда снискал ему множество поклонниц как раз среди женщин. Княгиня Монакская ставила его очень высоко и послала ему свой портрет с надписью: "Au vrai art — а Oskar Wilde". А Сарра Бернар, которая, как мы уже упоминали, была от него в восторге, сказала однажды: "Меня особенно привлекло в Оскаре Уайльде то, что он с самого начала с целью расположить меня к себе не выказал той любезности, которую мы видим со стороны всех мужчин, с которыми мы встречаемся. Я нашла в нем товарища, а не кавалера, и это способствовало возникновению тесной, истинной дружбы, весьма редкой между мужчиной и женщиной."

Поклонение и восторг женщин не изменили ему даже тогда, когда от него отказалась большая часть друзей. Это в природе женщины. Её чувства глубже и благороднее, и поэтому ей легче прощать мужчине ошибки.

Георг Брандес рассказывает в своем полном собрании сочинений про одну молодую писательницу, которая была пламенной поклонницей Уайльда и не страшилась выказывать этого даже в то время, когда это считалось по меньшей мере "fair." (законным) Однажды вечером она появилась в театре в туалете, который мог бы вскружить голову даже святому, а с кем — трудно себе даже представить! Ни с кем другим, как со смертельным врагом Уайльда, маркизом Куинсберри. Она пригласила его в надежде уговорить во время антрактов простить её кумиру, Уайльду, высокий денежный штраф, который тот был обязан по приговору суда уплатить маркизу после отбытия тюремного заключения.

Но оказалось, что этот аристократ был столь же упрямым, как и она сама.

Во время последнего процесса Уайльда одна высокая дама в густой вуали принесла ему подкову, к которой был прикреплен букет фиалок и записка с двумя только словами "желаю счастья." Изящный, чисто женский поступок.

И опять таки женщина послала Уайльду крупную сумму в тысячу фунтов стерлингов, когда во время заключения дела его пришли в окончательный упадок. Старая истина: когда нас обманывает решительно всё, найдется всё-таки где-нибудь верная женщина, от которой повеет на нас сразу теплом.

 







 
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
2015– © «Оскар Уайльд»