Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Биография Оскара Уайльда (из "Краткой литературной энциклопедии")

Уайльд, Уайлд (Wilde), Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (16.X.1854, Дублин, — 30.XI.1900, Париж) — англ. писатель и критик. Ирландец по происхождению. Отец — видный врач-окулист, мать — писательница.

Учился в Тринити-колледже в Дублине, окончил Оксфордский ун-т (1879). Уже в студенческие годы писал стихи. Сборник «Стихотворения» («Poems», 1881), тепло встреченный читателями, критикой не был одобрен. Слушая в Оксфорде лекции Дж. Рескина об искусстве, увлекся идеями так называемого эстетического движения и стал проповедовать необходимость возрождения красоты в повседневной жизни для преодоления низменного практицизма буржуазного общества. Выступления Уайльда в Лондоне, эпатируя чопорных викторианских буржуа, встречали сочувствие в радикальных кругах. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. В США впервые были изданы революционная мелодрама Уайльда «Вера, или Нигилисты» («Vera, or nihilists», 1882, русский перевод 1925, Берлин), при всей своей наивности выразившая бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворная трагедия «Герцогиня Падуанская» («The duchess of Padua», 1883, русском переводе В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, Уайльд выступает с лекциями, сотрудничает в газетах и журналах; в 1886 вместе с Бернардом Шоу он подписал петицию о помиловании чикагских анархистов, приговоренных к казни; в 1887—89 — редактор журнала «Женский мир». С конца 80-х гг. наступает расцвет творчества Уайльда, талант которого проявился в разных жанрах. Ему принадлежат также эстетический манифест — «Душа человека при социализме» («The soul of man under socialism», 1891) и сборник парадоксальных статей о литературе и искусстве «Замыслы» («Intentions», 1891).

Блестящая карьера Уайльда была прервана скандальным процессом по обвинению в безнравственности; писатель был осужден на два года тюремного заключения (1895—1897). По выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный переворот и кризис получили отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» («Ballad of Reading gaol», 1898; русский перевод В. Брюсова, 1915, Н. Воронель, 1960) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).

В обстановке социального и идеологического кризиса английского буржуазного общества конца 19 в. Уайльд примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре. В некоторой степени он испытал даже влияние идей социализма. Социализм, по мысли Уайльда, создаст наилучшие условия для развития личности и возрождения красоты в повседневной жизни. Не дожидаясь социального переустройства, следует содействовать развитию эстетического чувства, являющегося одной из предпосылок грядущего обновления. Вместе с тем Оскар Уайльд решительно отвергает утилитарное понимание искусства: «Картина не имеет другого смысла, кроме собственной красоты». В его представлении искусство не только самоценно, но и первично по отношению к жизни. Декларации О. Уайльда сближают его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество самого Уайльда, действительно чуждое прозаизму повседневности и всегда исполненное изящества, красоты формы и блеска литературного стиля, было отнюдь не лишено значительного жизненного содержания. Уайльд-теоретик отгораживался от действительности, Уайльд-художник в своеобразной форме остро реагировал на нее. Мировоззрению и творчеству Оскара Уайльда вообще были присущи противоречия, и, склонный к демонстрированию своей оригинальности, он не заботился о том, чтобы примирить их. В поэзии Уайльд сильно сказалось влияние французского символизма. В ней сочетаются мистический и эротический мотивы; он особенно ценит яркие мимолетные впечатления. Наряду с этим в его стихах звучат социальные мотивы. Англия для него «торгашеское гнездо», а вся Британская империя — «колосс на глиняных ногах» («Theoretikos», русский перевод Н. Гумилева). Своему веку Уайльд противопоставляет героическую эпоху английской буржуазной революции 17 века (сонет «Мильтону»). Ранняя поэзия Уайльда изысканно орнаментована, книжна. В поздней «Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

В повествовательной прозе Уайльда три манеры. Сказки («Счастливый принц», «Гранатовый домик», «Звездный мальчик», «Роза и соловей») и «Стихотворения в прозе» («Poems in prose») лиричны, полны подлинной поэтичности, возвышенны по стилю и внутреннему содержанию. Утверждая в «Сказках» гуманные идеи, Уайльд не боится быть дидактичным. «Кентервильское привидение», «Портрет мистера Н.», «Преступление лорда Артура Севиля» — остросюжетные новеллы, пронизанные духом иронии. В полном блеске предстает дарование Уайльда-прозаика в «Портрете Дориана Грея» («Tlie picture of Dorian Gray», 1891), являющемся образцом интеллектуального романа конца 19 века. Выразитель идей автора в романе лорд Генри Уоттон считает, что «цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем». Буржуазное общество сковало людей условностями и ханжеской моралью. Лорд Генри отвергает их во имя наслаждения. Следуя этой философии, герой романа Дориан отдается безудержной погоне за наслаждениями, совершенно пренебрегая моралью. Оставаясь внешне красивым, он внутренне растлен, и только на портрете таинственным образом запечатлеваются его пороки. Таким образом, эстет Уайльд, противореча своей теории, делает произведение искусства как бы судьей героя. Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, он вместе с тем признает, что красота и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. В годы своего появления роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

Драматургия Оскара Уайльда развивалась по двум путям. «Герцогиня Падуанская», «Саломея» («Salome», 1893; первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» («A Florentine tragedy», 1895, опубликована в 1908, незаконченной) — попытки возрождения поэтической драмы больших страстей, любовь в них неотторжима от смерти, и Уайльд предстает здесь типичным последователем декадентства конца 19 в. Иной характер имеют его светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир» («Lady Windermere’s fan», 1892), «Женщина, не стоящая внимания» («A woman of no importance, 1893), «Как важно быть серьезным» («The importance of being earnest», поставлена в 1895, опубликована в 1899). Парадоксы Уайльда казнят лицемерие и фальшь ханжеского общества — в русле традиций английской иронической прозы и драматургии. Наиболее сильны социально-критические мотивы в комедии «Идеальный муж» («An ideal husband», 1895), где изобличаются нечистые методы, применяемые буржуазными карьеристами. Комедии Уайльда противостояли мещанской драматургии и прокладывали путь социально-критическому направлению в английской драме.

В критических статьях 80-х гг. Уайльд осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию Беранже и с великим уважением писал о мастерстве таких реалистов, как О. Бальзак, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский.

А. А. Аникст.

 







 
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
2015– © «Оскар Уайльд»