Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Высоцкая А.В. Оскар Уайльд и английская комедия эпохи Реставрации

МГУ: Научные исследования — 2006

Период Реставрации (1658-1588) в истории Англии начался после смерти в 1658г. лорда-протектора Оливера Кромвеля и с восстановлением королевской власти. Были сняты запреты на разного рода увеселения, наложенные пуританами, и вновь открыты театры, отличавшиеся и внешним оформлением, и характером пьес. На сцене стали использоваться богатые декорации и пышные костюмы.

Излюбленным и наиболее распространенным жанром эпохи Реставрации стала комедия. Развивается так называемая «комедия Реставрации»; особым успехом пользовались пьесы Уильяма Уичерли (William Wycherley, 1640-1716) и Уильяма Конгрива (William Congreve, 1670-1729). В основе «комедии Реставрвции» легло новое умонастроение — «свободомыслие» и «остроумие» (wit),которое охарактеризовал У. Конгрив в одном из писем к Деннису о юморе и комедии. В нем комедиограф устанавливает различие между юмором, остроумием и аффектацией.

Этической и философской основой творчества драматургов периода Реставрации было учение Томаса Гоббса о «материальном» человеке, наделенном разрушительным эгоизмом. Человеческая природа воспринимается в комедиях как сплетение эгоизма и чувственности, которые не ограничены общепринятыми нормами.

Какой должна быть комедия, каковы ее цели и задачи — тема дебатов, которые велись в то время. У. Конгрив считал, что комедия должна не только развлекать, но и поучать. В ответе Колльеру он подчеркивал, что «законы комедии обязывают комедиографов изображать порочных и глупых людей для того, чтобы она отвечала своему назначению». Также одной из главных тем полемики были методы и способы изображения отрицательных персонажей. Драматурги периода Реставрации считали, что комедия должна верно изображать пороки общества, но не добродетели. У. Конгрив указывал, что в персонаже комедии черты характера должны быть более крупного масштаба, чем в реальной жизни, так как этого требует «расстояние между сценой и публикой». В этом случае Конгрив учитывает художественный элемент «комедии Реставрации». В то же время проявляя отрицательное отношение к осмеянию на сцене природных недостатков человека.

Свои теоретические принципы У. Конгрив воплотил в творчестве. Герои его, однако, прошли путь эволюции от веселого и беспутного Беллмура («Старый холостяк») до философа Мирабелла («Так поступают в свете»), от светской кокетки Белинды до умной и содержательной Милламент, близкой к миру добра и чувств.

Об Оскаре Уайльде говорят как о писателе, возродившем одну из лучших традиций английской литературы. В нем увидели продолжателя комедии нравов периода Реставрации и Шеридана. По словам А. Аникста Уайльд усвоил композиционные приемы и штампы так называемой «хорошо сделанной» пьесы, но вложил в эту рамку другое содержание. Комедии его интересны не конфликтами, а речами действующих лиц. Иногда содержание пьесы содержится за пределами ее структуры, например «Как важно быть серьезным». Персонажи Уайльда живут в среде, где существует общественная мораль, но в поступках они следуют согласно внутреннему убеждению, пренебрегая нормами, принятыми в обществе.

Оскара Уайльда нельзя рассматривать вне рамок движения эстетизма в искусстве и литературе в 1870-90-е г. г. Эстетизм рассматривается как художественной течение, отличающееся элитарностью, упадничеством, сенсационностью, аморализмом (А. Федоров). Своеобразие художественного мышления в период 1870-90-х г. г. определялось выдвижением на первый план проблем: человек и искусство, человек и культура, что непосредственно нашло отражение в обостренном внимании английских писателей к эстетическим и гносеологическим аспектам творчества. Оскар Уайльд был одним из основателей эстетства, культа красоты. В своих знаменитых трактатах об искусстве и критике — «Упадок лжи» (1886), «Критик как художник» (1890) — комедиограф выразил мысль, наделавшую переполоха в Англии. Мысль о том, что искусство вовсе не обязательно должно быть нравственным, а, напротив, имеет полное право на безнравственность.

Комедия Реставрации тяготела к синтезу искусств. По словам А. Г. Образцовой, союз сцены с изобразительным искусством был особенно важен, поэтому роль диалогов приобретает ценность. В мастерстве создания диалогов Конгрив предшествовал Уайльду.

Таким образом, связывая двух выдающихся людей своего времени, можно сделать вывод о том, что Оскар Уайльд явился продолжателем традиций комедиографии У. Конгрива в композиционной структуре, оппозиции персонажей, так называемом «остроумии». Но не следует забывать что, английский драматург конца XIX в. воспринимал «век нынешний и век минувший» через призму собственного мировидения, получившего в искусстве название эстетизм, который в свою очередь имел влияние на последующие эпохи в истории культуры.

А.В. Высоцкая - http://msu-research06.ru/index.php/filology/169-zarublithistory/1183-uaild

Литература

1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История англ. литературы. — М.:Высшая школа, 1985 — 431 с.

2. Гражданская З. Т. От Шекспира до Шоу: Англ. писатели XVI — XX в. в. — М.: Просвещение, 1992 — 152 с.

3. Конгрив У. Комедии. — М.: Наука, 1997 –357 с.

4. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. — М.: Молодая гвардия; Полимсест, 1999 — 352 с.

5. Образцова А. Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда. — С. -Петербург, 2001 — 356 с.

6. Уайльд О. Пьесы. — М.: Искусство, 1960 — 513 с.

7. Федоров А. А. Эстетизм и художественные поиски в англ. прозе последней трети XIX в./ Башкирский ун-т. — Уфа, 1993 –152 с.

7. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография (Пер. с англ., составление аннотированного именного указателя Л. Мотылева). — М.: Независимая газета, 2000 — 688 с.

 







 
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
2015– © «Оскар Уайльд»