Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Турежанова Г.А. Сказки Оскара Уайльда

Турежанова Г.А. "Читаем Оскара Уайльда", Уральск: РИЦ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2013

Сказки Оскара Уайльда — часть национальной и мировой классики и уже одно это связывает их с установившейся традицией, как в английском и мировом фольклоре, так и в английской и мировой литературе для детей. Здесь есть свои установившиеся стилистические и идейно-эмоциональные нормы, свои сюжетные и ситуативные образцы. Традиция сказки богата, и войти, в нее своим творчеством, создать нечто такое, что встало бы вровень с лучшими ее образцами, нелегко. Для этого нужен незаурядный талант и понимание самого жанра сказки. Сказки Оскара Уайльда — это отдельная страница его творчества. Его творческая судьба складывалась так необычно и драматично, что волшебные сказки кажутся светлым островком мира и покоя среди его испытаний. В сказках Оскара Уайльда продолжена традиция английской народной сказки, а также сказки литературной: они входят в традицию мировой сказочной литературы органично и естественно. В них Оскар Уайльд позволил себе быть сказочником, как его любимый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен: он окунулся в стихию Добра и морали, уже не пытаясь прятаться за парадоксы. Юмор и сатира в сказках служат все той же, сказочной, цели: они обличают людей недобрых или мягко выявляют смешное в поступках добрых людей. Суть сказки традиционна, но неповторимая манера и стиль Оскара Уайльда, его эстетические взгляды и принципы определяют характер его сказочного повествования, его сюжеты и героев, его подход к изложению сказочных событий. Сказки его вполне оригинальны, ибо каждый талантливый сказочник находит в сказочной традиции что-то свое. Сказки Оскара Уайльда любимы читателями во всем мире, интересны людям разного возраста: и взрослым, и детям. Эти трогательные, грустные, смешные истории заставляют задуматься о таких вечных понятиях, как добро и зло, любовь и дружба, преданность и сострадание.

К сказкам, объединенным в сборник "Счастливый принц и другие сказки" (1888 год) относятся такие сказки, как: "Счастливый принц", "Соловей и роза", "Великан-эгоист", "Преданный друг" и "Замечательная ракета". Сказки "Юный король", "День рождения Инфанты", "Рыбак и его душа" и "Мальчик-звезда" объединены под общим названием "Гранатовый домик" (1891). Для сказок Оскара Уайльда характерны одновременно стилистическое единство, общность интонации автора и образности сказки, и — различие в сюжетах и ситуациях, эмоциональной оценке изображаемого. Сюжеты сказок разнообразны и идеи. Заложенные в них, также отличаются широтой. Общая ироническая оценка изображаемого меняется в зависимости от характера сказки, но почти всегда наличествует в повествовании. Сказка «Счастливый принц» стала хрестоматийной по своей известности. Это история трогательной дружбы статуи Счастливого Принца, украшенной драгоценными камнями, Ласточки, отставшей от своей стаи и запоздавшей с вылетом в теплые края. По просьбе Принца Ласточка относит драгоценные камни, украшавшие его статую, бедным людям, спасая их от голодной смерти. Когда Принц отдает бедным камни, заменявшие ему глаза и теряет зрение, Ласточка остается с ним навсегда. Оба гибнут — Ласточка от зимнего холода, а статуя Принца — от злобного невежества городских властей, решивших отдать лишившуюся украшений статую в переплавку. Грустный финал сказки, однако, возвышен проявлением истинной ценности благородных поступков героев: Господь повелевает Ангелам принести ему самые ценные вещи в этом городе и ему приносят оловянное сердце Счастливого Принца и мертвую Ласточку. Выброшенные на свалку и лежавшие рядом в куче мусора, они возвышены до райских высот и будут вместе увековечены в райских садах.

Сказка «Соловей и роза» говорит об истиной, самоотверженной Любви и об эгоистичных претензиях на нее, которые нельзя назвать Любовью. Самоотверженный Соловей трагически жертвует своей жизнью ради чужой Любви: маленькая Соловьиха, влюбленная в Студента, жертвует собой и всю ночь поет, наколов свое сердце на шипы розового куста, чтобы взрастить для любимого чудесную розу. Она знает, что погибнет, знает, что роза нужна любимому, чтобы завоевать расположение Профессорской дочки, в которую он влюблен, но все отступает для нее перед великой жертвой во имя любви. Соловьиха погибает мучительной смертью, оставив красную розу для любимого, но великая идея любви реализуется именно в ее подвиге, ибо молодые люди, ради счастья которых она жертвует жизнью, оказываются недостойными этой жертвы и Любви. Профессорская дочка предпочитает красной розе камушки, подаренные ей другим поклонником — племянником камергера, а ухаживанию Студента — общество этого более состоятельного поклонника. Студент же мгновенно разочаровывается и в возлюбленной, и в Любви вообще, утыкаясь в пыльные фолианты и забыв трагическую жертву истинно любящей Соловьихи. Но Любовь в сказке трагически и вместе с тем триумфально воплощена — вопреки пошлым и эгоистическим ужимкам мнимых влюбленных, которые те пытаются выдать за любовь. Любовь — это любовь существа, пожертвовавшего всем ради счастья любимого человека. Самое название сказки утверждает эти ценности — любящие сердце соловьихи и бесценный дар Любви, воплощенный в красной Розе. Сказка «Великан — эгоист» окрашена в более светлый тона. Это история возрождения души эгоистичного Великана, который запретил детям играть в своем саду — воплощению земной Красоты. Дети покинули его сад, обнесенный высокий стеной, но одиночество не принесло ему радости: в его саду воцарилась вечная Зима, а Весна, лето и осень теперь обходили его. Великан понял свою ошибку и раскаялся, он снес стену и впустил в свой сад детей. Он был счастлив в своем саду среди детей, но его мучило то, что он никак не мог найти маленького Мальчика, который тронул его сердце и заставил раскаяться: когда-то Великан помог этому малышу взобраться на дерево и понял, что ему хочется видеть детей в саду, помогать им и любить их. И лишь в конце своей жизни Великан видит Мальчика: тот оказывается тем, кто пострадал за всех людей и принес доброе начало во множество сердец. Иисус Христос в облике ребенка впускает Великана в свой прекрасный райский Сад.

Четвертая сказка первого сборника целиком сатирична. Она рассказывает о жадном, черством и жестоким Мельнике — богаче, который долгое время эксплуатировал и обирал своего бедного соседа, скромного и доброго огородника по имени маленький Ганс, демагогически и лицемерно объявляя себя его другом. «Преданный друг» - это конечно злая ирония, ибо Мельник использует без всякого зазрения совести это звание в своих низких и корыстных целях. Все свои подлые и низкие деяния Мельник маскирует под высокие и благородные по намерениям поступки. Он оставляет своего «друга» мерзнуть и голодать зимой в одиночестве, объясняя это тем. Что не хочет докучать ему в тяжелое для того время и вызывать в нем зависть к зажиточному дому семьи Мельника. Он отбирает у «друга» все скромные дары его огорода — цветы и овощи, лишая того заработка, а взамен демагогически повторяет обещание подарить ему свою старую сломанную тачку. И наконец, он становится причиной смерти своего «друга». Послав его за доктором для своего заболевшего сынишки и из жадности не дав ему фонаря. Маленький Ганс тонет в глубокий промоине в дожди и бурю, а Мельник столь же демагогически разглагольствует на его похоронах об их преданной дружбе. Сказку обрамляет дополнительный сюжет: она рассказана птичкой Коноплянкой ее знакомым. Водяной Крысе и Утке, с которыми она завела разговор об истинной и ложной Дружбе. Ее рассказ — это аргумент в их дискуссии, это и одна из историй этого края, о которой не перестают говорить. Убийственная сатирическая ирония этой сказки совершенно беспощадно, беспощадно по тону и силе осуждения.

Последняя из сказок первого сборника «Замечательная ракета» также выдержана в ироническом стиле, но сарказм сказки «Преданный Друг» уступает здесь мягко иронической и насмешливой иронии в духе Ганса Христиана Андерсена, влияние которого в этой сказке явно ощутимо. В ней оживают неодушевленные предметы — подобно сказкам Андерсена, где они играют важную роль, действуя как очеловеченные персонажи. В данном случае. В сказке Оскара Уайльда, - это различные виды ракет для фейерверка — Большая Римская Свеча, маленькая Шутиха, огненный Фонтан, Бенгальский Огонь и Ракета, главная героиня сказки. В ее судьбе явно проступает философский подтекст о тщете человеческой жизни, обманутых ожиданиях и непомерных амбициях, потерпевших позорный крах. Высокомерная Ракета нарочито оплакивает свои фантазии, которые она излагает другим ракетам, чтобы показать себя как высокочувствительную и впечатлительную особу. Из-за этого она отсырела, и ее не смогли запустить в общем фейерверке по случаю свадьбы молодого королевского сына и русской принцессы. Ракета выброшена за ненадобностью, но она не понимает своей участи и все ждет, когда ненадобностью, но она не понимает своей участи и все ждет, когда оценят по достоинству и запустят. Ее участь представляется ей замечательной и намного превосходящей участь ее коллег по значимости и славе. И когда, наконец, ее час пробил, и маленьких положили ее в костер, приняв за палку, отчего порох ее высох, и она все же взлетала в небо — никто этого не увидел, так как мальчики засунули у костра, а вышедшая погулять Гусыня, просто ничего не поняла. Однако. Ракета была уверена, что произвела сенсацию. Смешной финал этой сказки и иронии автора придают повествованию особое обаяние. Второй сборник открывает сказка «Молодой Король». Это патетическая сказка о социальном неравенстве, которую питали идеи социализма, наивна и эмоционально воспринятые Оскаром Уайльдом. Молодой Король — дитя тайного брака его матери-принцессы и простого по происхождению юноши, музыканта, игравшего во дворце на лютне. Старый король отнял новорожденного у матери и отдал его на воспитание в пастушью хижину, а ее мужа приказал убить; мать короля умерла от горя, а он вырос в доме простых людей, не ведая о своем королевском происхождении. Но его дед-король перед смертью раскалялся, вернул юного внука во дворец, признал его наследником и после его смерти молодому Королю предстояла торжественная церемония Коронации. Сюжет сказки составляют сны Молодого Короля — три сна. Которые он видит накануне торжественной церемонии. Он видит ткачей, которые ткут златотканую ткань на его облачение, ныряльщиков за жемчугом, которые добывают жемчуг для его скипетра и людей, которые раскапывают землю в ядовитых джунглях, в поисках рубинов для его короны. Все эти люди бедны, голодны, трудятся в нечистой, опасной атмосфере и гибнут у него на глазах, оплачивая смертью его украшения. Проснувшись, Молодой Король отказывается надеть богатые наряды и идет на коронацию в одеждах пастуха. Он идет в церковь, думая найти поддержку у старого епископа, но и тот настаивает на том, чтобы он облачился ради блага отечества в роскошные одежды, пусть и тяжко оплаченные его народом. Но у алтаря Молодой Король получает помощь и понимание — его простая одежда и посох расцветают невиданным великолепием и он коронуется на царство, прекрасный и сияющий ангельским.

Сказка «День рождения Инфанты» повествует о любви и гибели маленького Карлика, безнадежно влюбленного в принцессу — Инфанту. Взаимоотношения двух детей двенадцати лет разворачиваются на мрачном фоне скорби отца Инфанты, Короля, по умершей жене. Французской принцессе, которая зачахла в Испании, а возможно, и была отравлена. Самая любовь и скорбь его принимают болезненный и неприятный оттенок, ибо по его приказу бальзамированное тело умершей королевы по-прежнему пребывает в часовне дворца, где он проводит долгие часы его общение с умершей женой отгораживает его от мира, королевства и юной дочери, которая не помнит матери. Поэтому трогательная любовь Карлика, сына угольщика, взятого во дворец, доя забавы и влюбившегося в свою юною госпожу, кажется светлой и чистой. Суть сказки в том, что наивный Карлик не подозревал о своем безобразии, ибо никогда не видел зеркала: он искренне думал, что его танец понравился Инфанте, и она смеялась от восхищения им. Карлик мечтает о совместных прогулках с нею в лесу, об играх и беседах, о том, что он покажет и подарит в лесу своей маленькой подруге. И тут он впервые видит во дворце зеркало и вскоре понимает, что именно он отражен в нем, понимает, насколько он уродлив. Его отчаяние заставляет его биться в рыданиях, которые Инфанта и гости ее праздника принимают за новый потешный спектакль. Карлик умирает от горя — его сердце разорвалось, а Инфанта приказывает допускать впредь в ее дворец лишь тех, у кого нет сердца. День ее рождения становится днем, когда эгоизм, легкомыслие, избалованность и ограниченность берут верх над искренней и верной любовью.

Сказка «Рыбак и его душа» — лежит в русле сказок об отнятой у человека душе. Сердце, тени: таковы сказки Э.А. Гофмана «Холодное сердце», А. Фон Шамиссо «История Петера Шлемиля» и другие. Молодой рыбак влюблен в Морскую Деву, которая попалась в его сети; по уговору, он отпускает ее, но она приплывает к нему по первому зову и поет ему свои песни. Он готов жениться на ней, но она требует, чтобы он отказался от человеческой Души. Рыбак пытается отказаться от души в храме с помощью священника. Отдать ее купцам, и, в конце концов, принимает советы Ведьмы и отрезает свою тень — таким образом, отсекая свою Душу. Душа скитается в мире, вызывает рыбака из моря, где он живет с Морской Девой и рассказывает ему о том. Что она видела во время скитаний. Наконец, рыбак соглашается вновь воссоединиться на время со своей душой, но выясняется, что Ведьма не сказала ему, что отказаться от души человек может лишь раз и что его душа в отрыве от него становится злой. Рыбак мучается со своей злою душой и в разлуке в любимой Морской Девой, пока гибель Морской девы не приносит гибель ему самому. После его гибели Священник понимает, что он был не прав, не давая благословления морским и лесным обитателям и прославляет все творения Божьи и созданный им мир. Сказка «Звездный мальчик», «Мальчик-Звезда» ближе всего стоит к традиционным сказочным сюжетам, в которых герой проходит всевозможные испытания, искупая свою вину, в чем ему помогает «помощный разбойник, он же помощный зверь», которому он сказал услугу. Контрасты сказки сближают ее с романтическими произведениями, где безобразие и красота легко переходят друг в друга и меняются местами. Двое Лесорубов находят в лесу брошенного ребенка, завернутого в золотистый звездный плащ — как раз на том месте, куда упала звезда. Один из них берет его в свою семью, и мальчик воспитывается в ней как Дитя-Звезда, волшебного и знатного происхождения. Мальчик удивительно красив, но при этом надменен, заносчив и жесток: не любит приемных родителей, сестер и братьев, жесток к животным, презирает сельских жителей и учит злым забавам деревенских детей. Кульминация сказки наступает, когда Мальчика находит нищая и несчастливая женщина — это его мать, некогда потерявшая его в лесу во время нападения разбойников обошедшая весь мир в поисках его. Но Мальчик грубо оскорбляет и прогоняет ее: он разочарован тем, что он не сын Звезды, а дитя смертный матери, одетой в лохмотья. Его вина влечет наказание: он становится безобразен и для того, чтобы вернуть себе прежний облик, он должен отыскать свою мать и получать у нее прощение.

Его скитания в поисках матери и составляют основной сюжет этой сказки. Он ищет ее и просит о помощи, но изувеченные им животные и птицы отказываются помогать ему. Он попадает в поисках матери в город, где его продают в рабство злому Старику. Тот посылает его на заработки, но звездный Мальчик трижды, не приносит найденные им монеты Старику, так как отдает их нищему прокаженному — а отыскать монеты ему помогает Зайчонок, которого он освободил из силка. С помощью зайчонка он решает злые задачи своего жестокого хозяина, но движимый жалостью не может донести до него найденное, за что подвергается побоям и лишениям. И наконец, зная, что ему грозит смерть, он все же отдает прокаженному последнюю из трех монет — и тут же обретает прежнюю красоту. Он проходит в город, где его ждут — ибо по предсказанию, к ним должен явиться прекрасный юноша-правитель, а у городских ворот его ждут его мать и прокаженный, которому он помогал, они — его родители и они же король и Королева. Звездный Мальчик становится добрым и мудрым правителем, он прогоняет злого старика, посылает дары воспитавшей его семье лесоруба, запрещает всем быть жестоким с животными и кормит бедняков. Но его мудрое и доброе правление длится недолго, так как силы его были подорваны испытаниями. По сюжетам сказок видно, что они различны по типу повествования и разнообразны по интонации и особенностям фабулы. Однако их объединяет общее начало — жанровые особенности философской сказки. Социальная и моральная основа сказок Оскара Уайльда находится именно в русле общей мировой сказочной традиции. Традиционная сказка полна сочувствия беднякам и осуждения богачей — таковы ее основы, ее социальная сущность. Герой может приобрести богатство и одарить им всех людей в своей деревне или королевстве. Он может, сделает счастливой свою семью, но изначально богатство в сказке связано с черствостью, эгоизмом, жесткостью и непониманием того, кто беден, что впрочем, не исключает для богачей возможности раскаяться и понять того, кто помог им или выручил из беды. Тому есть множество примеров в мировой сказочной традиции. Моральная основа сказки в мировой литературе так же очевидна: сказка восхваляет Добро и осуждает Зло. Добро в сказке — это Доброта к сирым и убогим, любовь к родителям и детям, почитание старости, любовь и верность по отношению к любимому и любимой, к мужу и к жене, щедрость, храбрость, верность данному слову, способность прийти на помощь в беде. Зло — это жестокость, черствость, равнодушие ко всему, кроме своих прихотей, жадность, лицемерие, трусость, предательство и низость.

Что бы ни говорили об эстетизме Уайльда и его отгороженности от социальных проблем и как бы ни акцентировал это он сам — сказки говорят о другом. Социальные контрасты — в центре внимания в его сказках. В сказке «Счастливый Принц» герой-статуя видит со своей высоты над городом картины бедности. Женщина-швея шьет исколотыми руками шелковые платья для придворного бала, а в постельке лежит ее больной ребенок: он в лихорадке и просит апельсинов, а у матери нет ничего, только речная вода. Юноша-драматург спешит закончить пьесу для директора театра, но он голоден, его очаг догорел и он страдает от холода. Маленькая девочка-нищенка продает на улице спички — это конечно образ из знаменитой сказки Андерсена, она без башмаков и чулок, с непокрытой головой и дома ее ждут побои отца в том случае, если ей не удастся продать спички, и она вернется домой без денег. В сказке «Молодой Король» в первом сне герой видит склонившихся над станками изможденных ткачей и детей у станков рядом со взрослыми. Бледные, больных и голодные, в нечистой, затхлой атмосфере они ткут наряд для коронации молодого Короля. Один из ткачей говорит ему о страшном и несправедливом разделении социальных ролей в обществе — этот сон принца удивительно походит на «Песнь людям Англии» Перси Биши Шелли. Шелли говорит, что плоды труда бедняков, оплаченные их кровью и потом, достаются богачам — это они едят хлеб, носят одежду и владеют оружием, созданными бедняками, не оставляя им ничего: ?

Men of England, wherefore plough …
For the lords who lay ye low?
Wherefore weave with toil and care
The rich robes your tyrants wear? …

The seed ye sow, another reaps;
The wealth ye find, another keeps;
The robes ye weave, another wea
The aim ye forge, another bears.

Ткач в сказке Оскара Уайльда говорит пламенный монолог, в котором заключены те же мысли: ? «In war the strong make slaves of the weak and in peace the rich make slaves of the poor. We must work to live, and they give us such mean wages that we die. We toil for them all day long, and they heap up gold in their coffers, and our children fade away before their time, and the faces of those we love become hard and evil. We tread out the grapes, and another drinks the wine. We sow the corn, and our own board is empty. We have chains, though no eye beholds them, and we are slaves, though men call us free. It is so with all, with the young as well as with the old, with the women as well as the men, with the little children as well as with those who are stricken in years. The merchants grind us down, and we must needs do their biddings. Through our sunless lanes creeps Poverts with her hungry eyes, and sin with his sodden face follows close behind her. Misery wakes us in the morning, and Shame sits with us at night».

Социальные контрасты и осуждение несправедливости лежат вполне в духе века. Когда в Англии обострились все социальные конфликты в 30-40-е годы и страна была на грани революции. В период, когда Оскар Уайльд писал свою сказку, атмосфера переменилась, но основа его осталась прежней. Уайльд наивно, но искренне отразил это в сказке и в своем трактате о социализме. Конфликт богача и бедняка, скрытый лицемерной позицией первого, лежит в основе сказки о Маленьком Ганса и богатом Мельнике: Мельник долгое время грабит и губит своего «друга», играя при этом роль его благодетеля. Звездный Мальчик соединяет богатство и роскошь — с красотой, не признавая свою мать, которая пришла к нему в бедной одежде. Сочувствие бедным лежит и в основе сказки о Карлике и Инфанте: одна принцесса и красивая девочка, а другой — сын бедного угольщика, от рождения калека. Их взаимоотношения разыгрываются на фоне нравов и порядков феодальной, средневековой Испании: страны, задыхающейся под гнетом феодалов, иезуитов, жестоких придворных и короля. Брат короля «сумел прославиться жестокостью даже в Испании»: это он отравил королеву ядовитыми перчатками, подаренными ей. Одиозна и фигура Короля, который отказывается от нового брака, годами сидит в часовне у набальзамированного трупа покойной жены и заставляет народ носить траур, а свою дочь, Инфанту, видит только сквозь узкое окно-бойницу раз в год, в день ее рождения. Прогулка детей по саду строго идут, построившись в колонну и те, у кого самые длинные имена, шествуют впереди.

Моральная основа сказок столь же ощутима в сказках Уайльда. Счастливый Принц и Ласточка помогают бедным — ценою своей гибели. Соловей жертвует собой ради счастья любимого Студента, хотя тот не оценил принесенной ему жертвы и не воспользовался ее плодами. Великан-Эгоист понял, что жадность ведет к одиночеству, и разделил свой сад с детьми. Маленький Ганс не усомнился в дружбе и ее высоких идеалах, хотя трагически ошибся, приняв за друга черствого и лживого эгоиста. Ракета в своем зазнайстве и амбициях до того заболталась и заигралась, что попусту растратила себя и лишь в своих мечтах осталась тем, кем хотела — победительницей жизни. Молодой Король попытался исправить социальную несправедливость в мире и отказаться от того, что оплачено непосильным трудом и гибелью бедняков. Карлик любил безответно и преданно и погиб, осознав, что ему не достигнуть взаимопонимания и счастья — он для любимой и ее окружения всего лишь шут. Рыбак искал любви, не понимая, что за это нельзя платить своей Душой: это не принесет счастья. Звездный Мальчик понял, каким чудовищем он был в своем самолюбовании и жестокости и нашел в себе силы измениться. В сказках Оскара Уайльда, как и в сказках, вообще, мы находим моральные истины и нравственные проблемы, любовь и сострадание к бедным и убогим, к детям и старикам, к животным, птицам и дикой природе. «В сказках Уайльд не разрешил никаких проблем. И даже не подал надежды на их разрешение, - пишет один из исследователей.

Г.А. Турежанова
 







 
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
2015– © «Оскар Уайльд»