Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Бартош Н.Ю. Формульные ситуации и эстетическая игра в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

Этические каноны викторианства предопределили его эстетические критерии. В литературе и живописи выделяется ряд сюжетов, своеобразных эстетических штампов, в умелом манипулировании которыми был залог успеха будущего произведения. Складывается особая викторианская система образов, удовлетворяющая и формирующая вкусы читающей публики. Создавая идеалы эпохи, викторианские писатели показывают читателю его собственное отражение. Второе направление в викторианской эстетике (Карлейль, Рескин, прерафаэлиты) первоначально заявляет о своей независимости от литературных критериев своего времени. Однако, попытка объединения культа чувственного опыта (Пейтер) с установкой на приоритет этического начала в искусстве (Рескин) сводит и это направление к принципам массового искусства второй половины XIX в.

Оскар Уайльд считал себя последователем второго направления викторианской эстетики. Однако, в романе Портрет Дориана Грея (1891) писатель-эстет выступает против канонов массовой культуры. Одним из содержательных планов романа явилась открытая полемика с адептами викторианской литературы: развенчание вульгарного реализма и пустого идеализма и декларирование принципов создания новой школы в искусстве и т. п. Скрытой литературной полемикой становится эстетическая игра Уайльда с читателями, которая проявляется в следующем: 1) игровое отрицание методов тривиальной литературы, использовавшей вульгарные приемы и принципы реалистического романа, в частности, объяснение особенностей характера героя средой или воспитанием; 2) новая этическая коннотация традиционных для викторианства мотивов и образов романа воспитания; 3) разыгрывание сюжетных клише и их разрушение посредством литературных деталей; 4) попытка автора поймать читателя в западню ожидаемого исхода, предлагаемого ему в нескольких вариантах, а в итоге реализация третьего - парадоксального варианта, который посредством эстетического остранения переводит жизненную ситуацию в факт искусства; 5) ирония над формульными ситуациями посредством введения их в эстетическое пространство с помощью цитат, аллюзий или ассоциативных штампов: смерть Сибиллы как гибель литературных героинь - Джульетты, Гретхен, нимфы Эхо и т. п. - холодный блеск шедевров уничтожает мелодраматический эффект и этическое значение гибели героини; 6) литературные розыгрыши: ироническая реализация архетипической ситуации в системе литературных двойников (архетип падшей и воскресшей души - Сибилла и Гетти).

Итак, эстетическая игра романа строится на парадоксальном переосмыслении формульных ситуаций, переведении их из этической плоскости в эстетическую. Таким образом закладываются принципы нового модернистского романа, сюжетом которого становится ироническая саморефлексия культуры эпохи.

Н.Ю. Бартош


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016 "Оскар Уайльд"